Устинович Николай Станиславович

(1912-1962 г.г.)

 

 

 

 

Как-то М. Пришвин писал о своей писательской деятельности: «Пишу - значит люблю». Эти слова невольно вспоминаются, когда читаешь повести, рассказы, маленькие пейзажные зарисовки сибирского писателя Николая Устиновича.

Николай Станиславович Устинович родился в деревне Горелый Борок Нижне-Ингашского района Красноярского края 18 мая 1912 года. Семья была очень большая - 9 детей. Как было заведено в ту пору, все работали по хозяйству. Отец его был мастер на все руки: он и плотник, и столяр, и кузнец, слесарь, стекольщик, сапожник, умел выделывать кирпич, варить мыло, делать мармелад и спички, чинил часы и ружья.

В семье Устиновичей любили книги. Кроме всего прочего, с детства у Николая Станиславовича появилась охотничья страсть. Эти обстоятельства во многом определили жизненный путь будущего писателя.

Учиться он начал сразу в третьем классе. Окончил начальную школу в Нижнем Ингаше и уехал продолжать обучение в Иланской железнодорожной семилетке. Здесь он освоил программу пятого и шестого классов и перешел в седьмой. И уже начал вести дневниковые записи о временах года и таежных похождениях. Это были небольшие бесхитростные рассказы об охоте, рыбаках, различных случаях из жизни односельчан. Но больше всего – о родной природе, которую он любил с самых малых лет. «Эту любовь я пронес через всю свою жизнь, - писал он впоследствии - я любил даже то, что любить, казалось бы, никак нельзя: пургу, ненастье, томные и слякотные осенние ночи, сорокаградусные морозы с льдистым туманом, - ведь они приучают человека к борьбе, дают ему ощущение силы».

Первый его рассказ увидел свет 20 августа 1930 года. Напечатан он был в московской «Охотничьей газете» и назывался «Орудие». Вскоре были опубликованы новеллы и зарисовки «Бердана», «Пурга», «Тайга зовет» - в московском журнале «Охотник» и в новосибирском  «Охотник и рыбак Сибири». Автору шел лишь девятнадцатый год.

В 1931 году, будучи романтиком в душе, Николай Устинович завербовался на крупную стройку в Хабаровске, где он работал землекопом, табельщиком, сотрудником газеты-многотиражки. Именно здесь началась журналистская карьера Н.С. Устиновича. Это еще один жизненный фактор, определивший писательскую судьбу. А в 1933 году местное издательство выпустило скромным тиражом книжку под названием «Листопад». Первый сборник, первый успех, первое признание читателей!

Но счастливо начавшийся писательский путь не был безоблачным и ровным. Еще в молодости его не обошла страшная участь «врага народа» - в 1937 году его арестовали за «контрреволюционную деятельность». Приговор - 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Поводом к аресту послужил рассказ «Листопад», в котором воссоздается типичная ситуация раскулачивания.

На пятом году заключения Николай Станиславович подал ходатайство о пересмотре дела, и в ноябре 1942 года был досрочно освобожден. Но… уже инвалидом – без нескольких пальцев рук и ног. Карандаш можно было держать большим и безымянным пальцами, а вот на фронт тридцатилетнему сибиряку, искусному охотнику, путь был заказан. С помощью Игнатия Рождественского он устроился в редакцию газеты «Красноярский рабочий» вначале спецкором сельхозотдела, потом литературным консультантом.

В русскую литературу Николай Станиславович вошел как «певец сибирской природы», его называли сибирским Пришвиным. В своих произведениях он не просто изображает природу, он живет в ней вместе со своими героями и заставляет читателя сопереживать им. В его новеллах – тайга и тундра, таежные приключения и охотничьи эпизоды, в них рассказывается о простых, мужественных сибирских промысловиках, лесорубах, золотоискателях, страстных любителях родной сибирской природы. Есть в его рассказах и много юмора, который он подсмотрел в самой жизни леса. Вас рассмешит «умный» заяц, который, убегая от медведя, сумел загнать косолапого в холодную речку; или выдра, которой очень нравилось скатываться с крутого обрыва. Таких примеров, вызывающих смех, немало. Это зачаровывает, восхищает, радует.

Особенно трепетно Устинович относился к детям. Сам Николай Станиславович считал себя, прежде всего, детским писателем. Он тесно сотрудничал с детскими изданиями: газетой «Пионерская правда», журналом «Дружные ребята». В них печатались его рассказы: «Примета», «Терпеливые утята», «Цена жизни», «Ворона», «Дикий случай», «Спичка», «Бурундучок» и др. Многие из них вошли в школьные учебники.

Расцвет его творчества пришелся на вторую половину сороковых годов. Особый успех выпал на долю сборника «Лесная жизнь». Впервые он вышел в Красноярске в 1944 году, в 1947 году, под тем же названием сборник появился в столичном «Детгизе» и в Софии на болгарском языке, а в 1948 году - на китайском. Один за другим следуют сборники «Аромат земли», «В лесной глуши», «По следу», «Соки земли», «В тайге», «Рассказы следопыта».

В 1946 году Н.С. Устиновича принимают в Союз писателей СССР. С 1958 по 1962 год он возглавлял Красноярскую писательскую организацию. Авторитет Николая Станиславовича был непререкаем. Большое внимание он уделял молодым начинающим писателям - проводил семинары, творческие встречи, помогал публиковать их произведения в альманахе «Енисей» и других изданиях. Способствовал становлению и творческому росту таких красноярских литераторов как Анатолий Чмыхало, Иван Сибирцев, Зорий Яхнин, Иван Назаров, Майя Борисова и др. Постоянными друзьями семьи были Рождественские, Федотовы, Берсоны, Ряннели, Мешковы, Черкасовы.

Тираж книг Николая Устиновича перешагнул за миллион. Они выходили не только в Сибири, но и в центральных издательствах, а также в Германии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Китае.

Прожил писатель всего 50 лет. Скончался 4 ноября 1962 года. И все же без малейшего преувеличения можно сказать, что он оставил на земле свой след, след человека, который любил природу и людей.

Не случайно на его родине, в Нижнее-Ингашском районе, несколько школ носят его имя, там читают и пишут сочинения о жизни  и творчестве знаменитого земляка, есть улица, музей имени писателя. Его имя носит Центральная межпоселенческая библиотека, где собраны все произведения Николая Станиславовича. Здесь же каждые пять лет проводятся Устиновичевские чтения.

Сегодня, когда конфликт природы и цивилизации достиг такой остроты, когда один за другим исчезают виды животных и растений, когда гибнут целые водоемы и лесные массивы, когда на Земле уже не остаётся чистой воды, - рассказы Устиновича, полные любви к хрустальному храму природы, призывают любить и беречь все это. Они актуальны как никогда.