«ТРАССА МУЖЕСТВА «АБАКАН-ТАЙШЕТ»

 

Токмаков Александр, 14 лет

п. Курагино Красноярского края

 

АБАКАН-ТАЙШЕТ

 

Моя милая родина – Курагино. Это наш районный центр. Наш поселок основан в 1626 году российскими переселенцами. Название поселка произошло от имени хакасского князя Кураги, племя которого проживало в Притубиньи.

Природа нашего района богата и даже уникальна. У нас есть полезные ископаемые:  железная руда и золото. Работают  предприятия: лесозаготовительные, транспорта и связи. Район является связующим транспортным звеном не только между западными и восточными районами юга края, но и всей Юго-Восточной Сибири. По территории района проходит самый сложный участок железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет.

Я хочу рассказать о том, как был проложен маршрут, который называют «трассой мужества».

Весной 1958 года была объявлена ударная стройка дороги «Абакан-Тайшет». Но прежде чем строить дорогу, нужно было проложить маршрут. И тогда была сформирована экспедиция. В нее вошли Алексей Журавлев, Константин Стофато, руководителем был инженер Александр Михайлович Кошурников. Они вышли прокладывать маршрут в октябре 1942 года. Несколько оленей помогали везти необходимое оборудование, приборы и скудные запасы продовольствия. Но кончился мох, основная пища оленей, пришлось расстаться с животными. А впереди большой участок неисследованной трассы. И очень трудно его преодолеть, если нет оленей. Оборвалась одежда и на исходе были продукты. С неимоверными трудностями они продолжили работу и вышли к Кизиру. Дальше дорога должна была идти вдоль реки. Сибирская тайга непроходимая, и поэтому по очереди расчищали топором путь. Проводник дальше отказался сопровождать экспедицию. Тогда Кошурников, Стофато и Журавлев стали мастерить плот, чтобы спускаться по Казыру, хотя они знали, что река бурлит труднопроходимыми порогами.

Экспедиция Кошурникова должна была выйти из тайги в условленное место. Давно уже прошли все сроки, а трое изыскателей не подавали о себе вестей. Тогда начались долгие упорные поиски. Искали зиму, весну, лето. И лишь осенью 1943 года рыбак на мелководье ледяной реки Казыр увидел полузанесенные речным песком останки человека в форменном кителе железнодорожника. В воде виднелись прилипшие к камням листочки бумаги, исписанные карандашом. Листки оказались дневником Кошурникова, и записи, не смытые водой, рассказали о трагедии.

Дневник рассказывает, как расставшись с проводником, изыскатели начали спуск на плоту. Река сильно петляла, на мелких перекатах брели в ледяной воде, толкая плот перед собой. Падал мокрый снег, плот цеплялся за камни. В Саянском пороге Кошурников записал:

«Ночь была очень холодная. Вероятно температура падала ниже 10 градусов. К утру на реке поднялась шуга и покрыла всю поверхность. Правда, шуга тонкая, мелкая, но это уже плохо… Очередная и большая неприятность: «расписался» Костя Стофато… Он простудился и у него плеврит.

Они доедали последний хлеб, сухарей осталось дня на четыре, табаку – на два дня. Кошурников как обычно, как и все предыдущие вечера, делал записи о том, где лучше прокладывать будущую дорогу, откуда строители смогут брать песок, камень, лес. Они сделали последний свой плот 1 ноября. От голода их тошнило, кружилась голова. Обманывая себя, курили древесный мох. Опухали лица, руки, ноги. Кошурников едва смог надеть сапоги. Не переставая, валил мокрый снег, ноги при каждом шаге выше колен увязали в нем – тяжелом, плотном…

Предсмертная запись Кошурникова помечена 3 ноября 1942 года:

«Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Погибли Костя и Алеша. Плот затянуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу прибиться помог я ему, но на берег вытащить не смог, так он и закоченел наполовину в воде.

Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну».

Дневник Александра Кошурникова с оборванной записью хранится теперь в Москве, в Государственном музее.

Этим подвигом и началась биография дороги Абакан-Тайшет. Более двадцати экспедиций и партий работали на изыскании линии. Вслед за изыскателями пришли проектировщики, а затем строители.

Моя бабушка тоже строила эту дорогу. Она гордиться этим и говорит, что трудились они всегда на совесть.

У нас в районе есть станции, названные в честь героических изыскателе:. Журавлево, Стофато, поселок Кошурниково.

А в нашем районе в деревне Нижняя Тридцатка, на берегу реки Казыр, похоронен начальник экспедиции, инженер-изыскатель железнодорожной трассы Абакан-Тайшет А.М. Кошурников. На его могиле установлен обелиск. Памятник инженеру-изыскателю железнодорожной трассы Абакан-Тайшет А.Д. Журавлеву находится в парке п. Журавлево. Памятник технику-изыскателю К.А. Стофато находится на ст. Стофато.

Строительство дороги Абакан-Тайшет – это восемь лет напряженных трудовых будней. Это отважная работа десятков тысяч людей. Это сорокоградусные морозы и метровые снега, болотные топи и грязь, бездорожье и неустроенность быта. Дорога Абакан-Тайшет тянется на шестьдесят сорок семь километров, проходит через десять туннелей, через три авиадуга. На ней семьсот сложных сооружений.

И не зря эту магистраль назвали «дорогой мужества».