«ПАМЯТИ  ЖИТЬ»

 

Мухамадеев Рэис, 15 лет

п. Машуковка Мотыгинского района Красноярского края

 

Асямов Сергей Александрович

 

Человеческая память бывает недолговечной. Но многое и многих мы с вами не должны забывать. Никогда… И нередко имена на географической карте служат нам напоминанием о настоящих героях.

Когда в Гидрографическом предприятии ММФ готовили документы на присвоение  имени Яковкина одной из бухт, были убеждены, что он погиб на фронте. И только много лет спустя оказалось, что Владимир Авенирович Яковкин жив, здоров, проживает в Москве, работает в Госплане СССР. Вскоре он сам рассказал, как сложилась его жизнь.

Боевое крещение командир типографического взвода артиллерийского полка 374-й Сибирской дивизии В. Яковкин принял на Калининском фронте в ночь под новый 1942 год. Как пригодилась закалка и выносливость, приобретенные в Арктике! Затем были бои на Волховском фронте, три с лишним года непрерывных боев на других фронтах. Войну В.А.Яковкин закончил командиром артиллерийского полка под Кениксбергом. Здесь 4 апреля 1945 года его тяжело ранило. Вот откуда пошла легенда о его гибели, так как в строй он вернулся нескоро,  уже после войны.

В 1948 году окончил Академию и двадцать лет преподавал в ней. Много отличных офицеров воспитал за эти годы кандидат военных наук, доцент, кавалер многих боевых орденов, полковник Яковкин.

Бухта Асямова на севере острова Петра – обязано своим происхождением полярному летчику и герою войны Сергею Александровичу Асямову. Он родился  и вырос в Красноярске. С пятнадцати лет начал трудиться, сначала  рабочим, затем монтером на телефонной станции.  Потом учился в Ейском авиационном училище, работал на авиалинии Якутск – Иркутск и, наконец, попал в полярную авиацию. Первой его большой операцией в Арктике был вывоз людей с каравана судов во главе с ледоколом «Ленин», зазимовавших в юго-западной части моря Лаптевых.  В тяжелых метеорологических условиях летчики, среди которых был и Асямов, благополучно сели на дрейфующий лед, где незадолго до этого был раздавлен пароход «Рабочий» и вывезли на материк первую партию – 80 пассажиров.

С первых дней Великой Отечественной войны Асямов в действующей армии. Его тяжелый бомбардировщик участвовал во всех боевых операциях 25-го гвардейского полка авиации дальнего действия. В тяжелые для нашей страны  дни  войны стратегические объекты фашистской Германии в Берлине, Данциге, Кениксберге и других городах испытали на себе мощь бомбардировочных ударов многих полярных летчиков.

В конце 1942 года по поручению правительства С.А. Асямов совершил первый разведывательный полет через охваченную войной Европу и Англию. На борту находились представители Наркомата иностранных дел. Следующим рейсом для переговоров в Лондоне и Вашингтоне должна была вылететь дипломатическая миссия во главе с В.М. Молотовым. Первый полет, хоть и проходил в тяжелых погодных условиях, завершился благополучно. Самолет приземлился на военном аэродроме в Шотландии. На обратном пути майор Асямов с группой советских и английских инженеров погибли в авиационной катастрофе над  Англией. Через несколько дней летавший с Сергеем Асямовым в Англию полярный летчик Э. Пусэп, тоже красноярец, доставил советских дипломатов в Лондон и Вашингтон. Обоим летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Асямову – посмертно.

Асямов С.А. награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.