«ПАМЯТИ
ЖИТЬ»
Мухамадеев
Рэис, 15 лет
п.
Машуковка Мотыгинского района Красноярского края
Асямов Сергей Александрович
Человеческая память бывает
недолговечной. Но многое и многих мы с вами не должны забывать. Никогда… И
нередко имена на географической карте служат нам напоминанием о настоящих
героях.
Когда в Гидрографическом
предприятии ММФ готовили документы на присвоение имени Яковкина одной из бухт, были убеждены,
что он погиб на фронте. И только много лет спустя оказалось, что Владимир
Авенирович Яковкин жив, здоров, проживает в Москве, работает в Госплане СССР.
Вскоре он сам рассказал, как сложилась его жизнь.
Боевое крещение командир
типографического взвода артиллерийского полка 374-й Сибирской дивизии В.
Яковкин принял на Калининском фронте в ночь под новый 1942 год. Как пригодилась
закалка и выносливость, приобретенные в Арктике! Затем были бои на Волховском
фронте, три с лишним года непрерывных боев на других фронтах. Войну В.А.Яковкин
закончил командиром артиллерийского полка под Кениксбергом. Здесь 4 апреля 1945
года его тяжело ранило. Вот откуда пошла легенда о его гибели, так как в строй
он вернулся нескоро, уже после войны.
В 1948 году окончил Академию и
двадцать лет преподавал в ней. Много отличных офицеров воспитал за эти годы
кандидат военных наук, доцент, кавалер многих боевых орденов, полковник
Яковкин.
Бухта Асямова на севере острова
Петра – обязано своим происхождением полярному летчику и герою войны Сергею
Александровичу Асямову. Он родился и
вырос в Красноярске. С пятнадцати лет начал трудиться, сначала рабочим, затем монтером на телефонной
станции. Потом учился в Ейском
авиационном училище, работал на авиалинии Якутск – Иркутск и, наконец, попал в
полярную авиацию. Первой его большой операцией в Арктике был вывоз людей с
каравана судов во главе с ледоколом «Ленин», зазимовавших в юго-западной части
моря Лаптевых. В тяжелых
метеорологических условиях летчики, среди которых был и Асямов, благополучно
сели на дрейфующий лед, где незадолго до этого был раздавлен пароход «Рабочий»
и вывезли на материк первую партию – 80 пассажиров.
С первых дней Великой
Отечественной войны Асямов в действующей армии. Его тяжелый бомбардировщик
участвовал во всех боевых операциях 25-го гвардейского полка авиации дальнего
действия. В тяжелые для нашей страны
дни войны стратегические объекты
фашистской Германии в Берлине, Данциге, Кениксберге и других городах испытали
на себе мощь бомбардировочных ударов многих полярных летчиков.
В конце 1942 года по поручению
правительства С.А. Асямов совершил первый разведывательный полет через
охваченную войной Европу и Англию. На борту находились представители Наркомата
иностранных дел. Следующим рейсом для переговоров в Лондоне и Вашингтоне должна
была вылететь дипломатическая миссия во главе с В.М. Молотовым. Первый полет,
хоть и проходил в тяжелых погодных условиях, завершился благополучно. Самолет
приземлился на военном аэродроме в Шотландии. На обратном пути майор Асямов с
группой советских и английских инженеров погибли в авиационной катастрофе
над Англией. Через несколько дней
летавший с Сергеем Асямовым в Англию полярный летчик Э. Пусэп, тоже красноярец,
доставил советских дипломатов в Лондон и Вашингтон. Обоим летчикам было
присвоено звание Героя Советского Союза. Асямову – посмертно.
Асямов С.А. награжден орденами
Ленина, Красного Знамени, медалями.