«ВЕРСИИ ГИБЕЛИ
ГАГАРИНА»
Малафеева Алена, 13 лет
c. Межово Большемуртинского района
Красноярского края
Я посвящаю свой рассказ Герою
Советского Союза, Первому космонавту планеты Юрию Алексеевичу Гагарину. Его именем
названы улицы в городах и поселках нашей страны. Есть улица Гагарина и в городе
Красноярске.
Сын Земли. Как нельзя лучше
подходит это определение к Юрию Алексеевичу Гагарину. Я смотрю на фотографию:
какое обаятельное лицо, какая открытая лучезарная улыбка.
Юрий Гагарин родился 9 марта
1934 года в семье колхозника. Место рождения – Смоленская область. Отец Юрия,
Алексей Иванович, работал плотником.
Мать занималась хозяйством. В семье было трое сыновей и дочь. Раннее детство
Юрия омрачила война. Семилетний подросток увидел настоящих врагов свой Отчизны,
жестоких и беспощадных. После войны Юра пошел учиться. Годы войны и
послевоенное время были не из легких. Юрий уехал из Гжатска в Люберцы и
поступил в ремесленное училище, а затем работал литейщиком на заводе. Приехав в
Саратов, он поступил в индустриальный техникум и одновременно занимался в
Саратовском аэроклубе. Юношеская мечта об авиации повела Юрия дальше. Он
поступил в Оренбургское военное авиационное училища летчиков,
закончив которое Юрий Гагарин поехал служить на Крайний Север. В полетах, в
работе, в учебе шли дни и недели летчика
Юрия Гагарина. Неожиданно в часть приехала комиссия для отбора кандидатов в
отряд космонавтов. И Юрию повезло, его выбрали как самого здорового,
тренированного, политически подкованного человека, он стал членом отряда
космонавтов.
12 апреля 1961 года Юрий
Гагарин совершил первый полет в истории человечества в безвоздушное
пространство, совершив один оборот вокруг планеты Земля за 108 минут. Юрий
Алексеевич Гагарина – Первый космонавт планеты и СССР. За героический подвиг
ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден многими орденами
и медалями Советского Союза и зарубежных стран.
В 1968 году Юрий Гагарин с
отличием окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Депутат
Верховного Совета СССР, член ЦК ВЛКСМ, президент Общества «СССР-Куба», он
находил время на встречи с писателями и учеными, бывал у пионеров и воинов, у
рабочих и колхозников.
27 марта 1968 года в результате
катастрофы при выполнении тренировочного полета на самолете полковник Юрий
Алексеевич Гагарин и командир авиационной части инженер-полковник Серегин
Владимир Сергеевич погибли.
В книге неразгаданных тайн
авиакатастроф появилась еще одна страница. Как же погиб Первый космонавт
планеты?
Исследовать версии гибели,
узнать историческую правду – цель моего
рассказа. Материалы катастрофы были опубликованы в журнале «Чудеса и
приключения»в № 10/2007 и в журнале «Техника молодежи» (номер, к сожалению, не знаю).
Результаты работы
правительственной комиссии были опубликованы лишь через двадцать лет. Автором
окончательного документа принято считать доктора технических наук, генерала
Белоцерковского. Официальная версия катастрофы состояла из трех пунктов.
Первое: возможно, летчики ложно
приняли «язык» облаков за неожиданно возникшее препятствие – летящий самолет
или шар-зонд. В таком случае Гагарин резко взял ручку на себя, что и привело к
сваливанию самолета.
Второе: МИГ-15 попал в след
пролетавшего воздушного корабля. В таких случаях на концах крыльев образуются
настоящие смерчи. Справиться с воздействием закрученного потока воздуха почти
невозможно. Самолет кренится и выбрасывается из зоны.
Третья причина связана с
восходящим потоком воздуха. Сила потока могла быть настолько сильной, что
заставила самолет увеличить угол атаки и «свалиться».
Останки Владимира Серегина и
Юрия Гагарина были найдены поздно вечером 27 марта в
Свои предположения о гибели
Гагарина высказала знаменитая летчик-испытатель 1-го класса, 101-кратный
рекордсмен мира Марина Лаврентьевна Попович. Так случилось, что она оказалась
одним из последних людей, видевших Гагарина живым…
Вот ее предположения:
- Я практически не знаю
летчиков, которые были бы согласны с выводами комиссии. Я лично придерживаюсь
мнения своего бывшего преподавателя, знаменитого «штопориста» и специалиста в
области аэроинерционного движения Пышнова. Он входил в комиссию только как
консультант. Пышнов был уверен, что самолет Гагарина и Серегина разбился при
выводе его из штопора. Еще на аэродроме,очевидно, забыли включить генератор и
через 25 минут из-за не включенного аккумулятора все бортовые приборы стали
давать неверные показания. С момента запуска двигателя прошло 23 минуты. По
истечении этого времени «вырубился» основной прибор на борту самолета -
авиагоризонт. То есть пилоты не смогли точно определить, где небо, а где земля.
Результат – смерть.
В другом случае Попович
согласна с Белоцерковским в том, что «спарка» могла попасть в форсажный след,
пролетавшего несколько минут назад самолета.
Третья версия… Даже в устах
знаменитой летчицы она звучит обескураживающее. Кислородную маску летчик
надевает только на больших высотах. Гагарин, по утверждению Попович, этого не
делал. Она свободно болталась у него на груди. Перед тем полетом кислородную
систему, как положено, промыли, но заполнили ли кислородом? Если нет, то с
каждым вдохом Гагарин по чуть-чуть вбирал в себя снотворную смесь закись азота.
А заснуть за рулем самолета даже на мгновение…
И, наконец, последнее. Знавшие
Владимира Сергеевича Серегина, утверждают, что в 1967 году опытнейший летчик
страдал болями в желудке. Поговаривают, что он всеми силами пытался избегнуть
более или менее серьезных медицинских обследований. Боялся, что ему могут
запретить дальнейшие полеты.
- Я думаю, что Серегин
почувствовал себя плохо в кабине, - говорит Марина Лаврентьевна, - настолько
плохо, что они приняли решение закончить полет. Я не исключаю, что Серегин даже
потерял сознание от боли. И тогда два варианта: или он упал прямо на штурвал,
или, наоборот, опрокинулся на спинку и… потянул за собой. Менее опытный Гагарин
не смог справиться с уходящей в штопор машиной самостоятельно. У него просто не
хватило физических сил вытянуть заклинивший штурвал в одиночку.
На этом в очередной раз можно
было бы поставить многоточие. Но в редакцию журнала «Техника молодежи» пришло
письмо:
- Будучи авиационным техником,
- писал автор послания Никонов В.С., - мне в течение шести лет довелось
эксплуатировать самолеты типа «МИГ-15», а задуматься о причинах той катастрофы
меня заставили лекции профессора Лысенко Н.М. в академии Жуковского. Лысенко
как один из крупнейших специалистов в области безопасности и динамики полета
летательных аппаратов был включен в Государственную комиссию. В ходе
расследования катастрофы он пришел к выводу, что самолет во время падения был…
обесточен.
Никонов приводил в пример
случай из собственной практики. Во время учебного полета в гарнизоне
Багай-Барановска Саратовской области молодой курсант, управляющий «спаркой»,
неожиданно исчез со связи, затем неожиданно появился над аэродромом и принялся
носиться из стороны в сторону над взлетной полосой, даже не пытаясь
приземлиться. Оказалось, что он просто-напросто ее не видел. Командир
эскадрильи сам поднялся в воздух, чудом отловил заблудившийся самолет курсанта
и завел на посадочный курс. После осмотра самолета обнаружилось, что
переключатель в кабине «Аккумулятор бортовой, аэродромный» находился в
положении «аэродромный». То есть он был отключен. Через пятнадцать минут
полета, не получая подзарядки, аккумулятор сел. Авиагоризонт давал неверные
показания, радиостанция работала только на прием.
Таким образом, и авиатехник, и
знаменитая летчица пришли практически к одному и тому же выводу. Причиной
катастрофы самолета, по их уверениям, являлся отказ пилотажно-навигационных
приборов из-за не включенной системы электропитания самолета. Конечно, никто не
вправе заявить об этом однозначно, так же, как никто не в состоянии назвать
виноватого – был ли это сам Гагарин, Серегин или техник, готовивший самолет к
полету…
Работая над рассказом, исследуя
различные материалы, я очень много нового узнала о Герое Советского Союза,
Первом космонавте планеты Юрии Алексеевиче Гагарине. Рано, очень рано ушел от
нас Юрий Алексеевич. Ему было всего 34 года. Этот человек с ясной головой и
огромным авторитетом мог бы сделать для космонавтики очень много. Вот что пишет
о Гагарине космонавт Герман Титов в своей книге «Голубая моя планета»: «Мы
помним высказывания Юрия Алексеевича о путях развития советской космонавтики:
«… Космические полеты не самоцель, не гонка за
овладение космоса, о чем много пишут на западе. Как мудро сказал Циолковский:
«Освоение космоса принесет человечеству горы хлеба и бездну могущества!»
Космонавтика может и должна сослужить большую службу человечеству – открыть для
него новые миры, даровать власть над погодой, осуществить более быструю связь
между континентами. И она уже принялась за это!»
Мир потерял своего Героя,
потерял неожиданно, и потому наша печаль, печаль всех людей на планете
непомерно велика. Люди плакали, не
стыдясь своих человеческих чувств, слезами отдавая дань любви и уважения
человеку Вселенной, человеку, который своим подвигом осуществил их мечты.
Юрий Алексеевич Гагарин для
меня идеал, на который надо равняться, брать в пример, подражать.
Наша Родина помнит о нем. Люди
до сих пор называют его именем скверы, улицы, музеи.
А нам, подрастающему поколению,
необходимо знать историю нашей страны, историю развития космонавтики и чтить
память Героев нашей Родины.