«ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ГАГАРИНА»

 

Малафеева Алена, 13 лет

c. Межово Большемуртинского района  Красноярского края

 

Гагарин

 

Я посвящаю свой рассказ Герою Советского Союза, Первому космонавту планеты Юрию Алексеевичу Гагарину. Его именем названы улицы в городах и поселках нашей страны. Есть улица Гагарина и в городе Красноярске.

Сын Земли. Как нельзя лучше подходит это определение к Юрию Алексеевичу Гагарину. Я смотрю на фотографию: какое обаятельное лицо, какая открытая лучезарная улыбка.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в семье колхозника. Место рождения – Смоленская область. Отец Юрия, Алексей Иванович, работал   плотником. Мать занималась хозяйством. В семье было трое сыновей и дочь. Раннее детство Юрия омрачила война. Семилетний подросток увидел настоящих врагов свой Отчизны, жестоких и беспощадных. После войны Юра пошел учиться. Годы войны и послевоенное время были не из легких. Юрий уехал из Гжатска в Люберцы и поступил в ремесленное училище, а затем работал литейщиком на заводе. Приехав в Саратов, он поступил в индустриальный техникум и одновременно занимался в Саратовском аэроклубе. Юношеская мечта об авиации повела Юрия дальше. Он поступил в  Оренбургское  военное авиационное училища летчиков, закончив которое Юрий Гагарин поехал служить на Крайний Север. В полетах, в работе, в учебе шли дни и недели  летчика Юрия Гагарина. Неожиданно в часть приехала комиссия для отбора кандидатов в отряд космонавтов. И Юрию повезло, его выбрали как самого здорового, тренированного, политически подкованного человека, он стал членом отряда космонавтов.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полет в истории человечества в безвоздушное пространство, совершив один оборот вокруг планеты Земля за 108 минут. Юрий Алексеевич Гагарина – Первый космонавт планеты и СССР. За героический подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден многими орденами и медалями Советского Союза и зарубежных стран.

В 1968 году Юрий Гагарин с отличием окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Депутат Верховного Совета СССР, член ЦК ВЛКСМ, президент Общества «СССР-Куба», он находил время на встречи с писателями и учеными, бывал у пионеров и воинов, у рабочих и колхозников.

27 марта 1968 года в результате катастрофы при выполнении тренировочного полета на самолете полковник Юрий Алексеевич Гагарин и командир авиационной части инженер-полковник Серегин Владимир Сергеевич погибли.

В книге неразгаданных тайн авиакатастроф появилась еще одна страница. Как же погиб Первый космонавт планеты?

Исследовать версии гибели, узнать историческую правду –  цель моего рассказа. Материалы катастрофы были опубликованы в журнале «Чудеса и приключения»в № 10/2007 и в журнале «Техника молодежи» (номер, к сожалению, не знаю).

Результаты работы правительственной комиссии были опубликованы лишь через двадцать лет. Автором окончательного документа принято считать доктора технических наук, генерала Белоцерковского. Официальная версия катастрофы состояла из трех пунктов.

Первое: возможно, летчики ложно приняли «язык» облаков за неожиданно возникшее препятствие – летящий самолет или шар-зонд. В таком случае Гагарин резко взял ручку на себя, что и привело к сваливанию самолета.

Второе: МИГ-15 попал в след пролетавшего воздушного корабля. В таких случаях на концах крыльев образуются настоящие смерчи. Справиться с воздействием закрученного потока воздуха почти невозможно. Самолет кренится и выбрасывается из зоны.

Третья причина связана с восходящим потоком воздуха. Сила потока могла быть настолько сильной, что заставила самолет увеличить угол атаки и «свалиться».

Останки Владимира Серегина и Юрия Гагарина были найдены поздно вечером 27 марта в 65 километрах от аэродрома Чкаловский. Самолет столкнулся с землей под углом 60 градусов. На месте гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина открыт памятник. Они  похоронены на Красной площади у кремлевской стены.

Свои предположения о гибели Гагарина высказала знаменитая летчик-испытатель 1-го класса, 101-кратный рекордсмен мира Марина Лаврентьевна Попович. Так случилось, что она оказалась одним из последних людей, видевших Гагарина живым…

Вот ее предположения:

- Я практически не знаю летчиков, которые были бы согласны с выводами комиссии. Я лично придерживаюсь мнения своего бывшего преподавателя, знаменитого «штопориста» и специалиста в области аэроинерционного движения Пышнова. Он входил в комиссию только как консультант. Пышнов был уверен, что самолет Гагарина и Серегина разбился при выводе его из штопора. Еще на аэродроме,очевидно, забыли включить генератор и через 25 минут из-за не включенного аккумулятора все бортовые приборы стали давать неверные показания. С момента запуска двигателя прошло 23 минуты. По истечении этого времени «вырубился» основной прибор на борту самолета - авиагоризонт. То есть пилоты не смогли точно определить, где небо, а где земля. Результат – смерть.

В другом случае Попович согласна с Белоцерковским в том, что «спарка» могла попасть в форсажный след, пролетавшего несколько минут назад самолета.

Третья версия… Даже в устах знаменитой летчицы она звучит обескураживающее. Кислородную маску летчик надевает только на больших высотах. Гагарин, по утверждению Попович, этого не делал. Она свободно болталась у него на груди. Перед тем полетом кислородную систему, как положено, промыли, но заполнили ли кислородом? Если нет, то с каждым вдохом Гагарин по чуть-чуть вбирал в себя снотворную смесь закись азота. А заснуть за рулем самолета даже на мгновение…

И, наконец, последнее. Знавшие Владимира Сергеевича Серегина, утверждают, что в 1967 году опытнейший летчик страдал болями в желудке. Поговаривают, что он всеми силами пытался избегнуть более или менее серьезных медицинских обследований. Боялся, что ему могут запретить дальнейшие полеты.

- Я думаю, что Серегин почувствовал себя плохо в кабине, - говорит Марина Лаврентьевна, - настолько плохо, что они приняли решение закончить полет. Я не исключаю, что Серегин даже потерял сознание от боли. И тогда два варианта: или он упал прямо на штурвал, или, наоборот, опрокинулся на спинку и… потянул за собой. Менее опытный Гагарин не смог справиться с уходящей в штопор машиной самостоятельно. У него просто не хватило физических сил вытянуть заклинивший штурвал в одиночку.

На этом в очередной раз можно было бы поставить многоточие. Но в редакцию журнала «Техника молодежи» пришло письмо:

- Будучи авиационным техником, - писал автор послания Никонов В.С., - мне в течение шести лет довелось эксплуатировать самолеты типа «МИГ-15», а задуматься о причинах той катастрофы меня заставили лекции профессора Лысенко Н.М. в академии Жуковского. Лысенко как один из крупнейших специалистов в области безопасности и динамики полета летательных аппаратов был включен в Государственную комиссию. В ходе расследования катастрофы он пришел к выводу, что самолет во время падения был… обесточен.

Никонов приводил в пример случай из собственной практики. Во время учебного полета в гарнизоне Багай-Барановска Саратовской области молодой курсант, управляющий «спаркой», неожиданно исчез со связи, затем неожиданно появился над аэродромом и принялся носиться из стороны в сторону над взлетной полосой, даже не пытаясь приземлиться. Оказалось, что он просто-напросто ее не видел. Командир эскадрильи сам поднялся в воздух, чудом отловил заблудившийся самолет курсанта и завел на посадочный курс. После осмотра самолета обнаружилось, что переключатель в кабине «Аккумулятор бортовой, аэродромный» находился в положении «аэродромный». То есть он был отключен. Через пятнадцать минут полета, не получая подзарядки, аккумулятор сел. Авиагоризонт давал неверные показания, радиостанция работала только на прием.

Таким образом, и авиатехник, и знаменитая летчица пришли практически к одному и тому же выводу. Причиной катастрофы самолета, по их уверениям, являлся отказ пилотажно-навигационных приборов из-за не включенной системы электропитания самолета. Конечно, никто не вправе заявить об этом однозначно, так же, как никто не в состоянии назвать виноватого – был ли это сам Гагарин, Серегин или техник, готовивший самолет к полету…

Работая над рассказом, исследуя различные материалы, я очень много нового узнала о Герое Советского Союза, Первом космонавте планеты Юрии Алексеевиче Гагарине. Рано, очень рано ушел от нас Юрий Алексеевич. Ему было всего 34 года. Этот человек с ясной головой и огромным авторитетом мог бы сделать для космонавтики очень много. Вот что пишет о Гагарине космонавт Герман Титов в своей книге «Голубая моя планета»: «Мы помним высказывания Юрия Алексеевича о путях развития советской космонавтики:

 «… Космические полеты не самоцель, не гонка за овладение космоса, о чем много пишут на западе. Как мудро сказал Циолковский: «Освоение космоса принесет человечеству горы хлеба и бездну могущества!» Космонавтика может и должна сослужить большую службу человечеству – открыть для него новые миры, даровать власть над погодой, осуществить более быструю связь между континентами. И она уже принялась за это!»

Мир потерял своего Героя, потерял неожиданно, и потому наша печаль, печаль всех людей на планете непомерно велика.  Люди плакали, не стыдясь своих человеческих чувств, слезами отдавая дань любви и уважения человеку Вселенной, человеку, который своим подвигом осуществил их мечты.

Юрий Алексеевич Гагарин для меня идеал, на который надо равняться, брать в пример, подражать.

Наша Родина помнит о нем. Люди до сих пор называют его именем скверы, улицы, музеи.

А нам, подрастающему поколению, необходимо знать историю нашей страны, историю развития космонавтики и чтить память Героев нашей Родины.